Клиент попал в Сеть... и не заблудился
Автор: Дмитрий Танфильев.
Мы уже не раз публиковали материалы, в которых Интернет представлялся в качестве инструмента
воздействия на общественное мнение с огромнейшим потенциалом (см. "Советник" №№ 8, 11/99). Предлагаем вниманию читателей еще один материал о всемирной Сети. Его автор - менеджер по маркетингу ИнтернетМедиа Холдинга Дмитрий ТАНФИЛЬЕВ - предлагает пути раскрытия новых возможностей Интернета как эффективного канала интерактивных коммуникаций.
Примечание Редакции
С каждым днем жизнь общества становится все более зависимой от полноценного информационного обмена.
Причем, как на бытовом, "любительском" уровне, так и на уровне принятия бизнес- и политических
решений различных масштабов.
Самым емким ресурсом в этом отношении сегодня, несомненно, является Интернет.
За тридцать лет своего существования Сеть охватила практически весь мир и заняла важное место
в жизни граждан всей планеты.
По прогнозу Internet Industry Almonac, к концу 2000 года количество пользователей
Интернет превысит 327 млн человек. Согласно данным исследовательской компании NUA,
в октябре минувшего года, во всемирной Сети побывал 201 млн пользователей 1 .
А по данным всероссийского опроса Monitoring.ru, 7,7% (±0,8%) наших соотечественников
посещают Интернет или пользуются электронной почтой. Это 8,5 млн человек (±0,9 млн).
Средний возраст этой аудитории 32 года (2±1,1 года)2 .В Интернете есть информация почти
обо всем, что может интересовать людей, однако возможность найти требуемые сведения,
а тем более собрать данные для корректного анализа какого-либо явления или факта,
реализовать на практике довольно сложно.
Объясняется это отчасти тем, что Интернет не контролируется единым модератором,
но такова уж его природа.
В дебрях русской паутины
Еще 1 июня 1999 года каталог "Яндекс" сообщил, что по итогам завершившейся переписи
русский Интернет имеет почти 33 тысячи сайтов и более 7 млн документов.
Как же найти необходимое в такой информационной копилке?
Создатели ресурсов редко соблюдают правила описания сайтов для поисковых систем.
Кроме того, последние далеки от совершенства, поэтому пользователю крайне трудно
раздобыть действительно полезный материал.
С ростом объема информации эта задача становится вовсе непосильной.
По расчетам сетевых аналитиков, на помощь пользователям должен был прийти новый
инструмент для работы с информационными ресурсами в
Интернете - информационно-аналитические порталы.
Это системы, интегрирующие возможности СМИ, аналитических агентств,
архивов, баз данных, средств коммуникаций. Возможности портала, с точки
зрения пользователей, перекрывают все ранее известные комплексные
информационные услуги. Кроме того, информационно-аналитические порталы
становятся уникальным каналом для осуществления прямого маркетинга с
помощью Интернета. Здесь открываются новые возможности для проведения
адресных рекламных и PR-кампаний, изучения спроса, покупательской
способности и других исследований рынка.Несмотря на всю привлекательность
подобных проектов, их пока единицы в мире, а в России до 2000 года
полноценных порталов вообще не существовало. Причины просты.
Чтобы вывести такой проект хотя бы на уровень рентабельности,
нужно инвестировать в него несколько сотен тысяч долларов.
Для создания портала необходимо разработать специальное программное
обеспечение, обучить кадры, обеспечить оперативное обновление контента.
Но в первую очередь нужно четкое понимание стратегии развития предприятия,
товарной политики, ресурсоемкости производства, приоритетов в создании
инфраструктуры и учета множества других факторов, определяющих
состоятельность проекта…
На пути к порталу
Большинство созданных в российском Интернете ресурсов, в том числе и многие
серверы, называющие себя порталами, в основном содержат ссылки на
чужие ресурсы. Оригинальных же ресурсов в зоне RU пока не так много.
В основном это электронные версии СМИ. Они, как и некоторые другие ресурсы,
отвечающие конкретным интересам пользователей, успешнее прочих формируют
свои постоянные аудитории и становятся привлекательными для рекламодателей.
Обладая преимуществом первоисточника информации, такие ресурсы, как правило,
оснащены хотя бы среднего уровня сервисом для собственных редакций и потребителей.
Встроенный электронный сервис может быть самым разнообразным. Основная его задача - упростить
диалог сайта с конкретным пользователем, предоставить в его распоряжение
разнообразные персональные настройки. Вот почему такой сервис для потребителей -
один из важнейших критериев предпочтения ими того или иного Web-ресурса.
Несмотря на то, что создание Интернет-ресурса с хорошим сервисом стоит от $4000,
преимущества электронных версий СМИ очевидны уже сегодня:огромный охват аудитории
по всему миру и в России;рост аудитории в геометрической прогрессии (темпами, на
порядок превышающими темпы роста радио и телевидения в период их распространения);
отсутствие зависимости между ростом аудитории и издержками на производство информационной продукции;
интерактивность (возможность обратной связи с пользователем);
большая эффективность рекламы, размещаемой в виртуальном издании благодаря
тому, что Интернет позволяет осуществлять прямой маркетинг;
публикации без ограничений объемов материалов;
публикация любого объема информации, подготовленной корреспондентской сетью;
возможность предоставления архивов публикаций;
создание баз данных, архивов,
поисковых систем по хронологии развития событий, персонам, датам и т.п.;
более активная подписка потребителей на электронные, чем на печатные версии изданий;
возможность реализации любых, связанных с Интернет-ресурсами, бизнес-приложений
(виртуальные магазины и т.д.);
возможность использования современных методов оплаты за предоставленные товары и услуги.
Всему свое время
На сайтах электронных версий некоторых СМИ уже реализованы системы
платного распространения информации. Некоторые издания позволяют
размещать на своих Web-страницах рекламные баннеры, предпринимают
другие попытки заработать на информировании потребителей о политиках,
товарах и услугах не только средствами прямой рекламы.
Дело в том, что достижение популярности ресурса - это только первый успех.
Высокие коммерческие достижения - более значительный критерий развитости
его инфраструктуры и менеджмента. И когда будет достигнуто сочетание этих
факторов, ресурс можно переводить на более высокий информационный и
коммерческий уровень деятельности.
В Сети, как и вне ее, существует закономерность: "потолок" и динамика
развития отдельного информационного ресурса существенно ниже, чем, например,
в составе холдинга. В полной мере преимущества электронных версий СМИ
раскрываются при их объединении в порталы. Как вам уже известно, сам по
себе портал - дорогое удовольствие, и потому такой проект вообще пока
уникальное явление в России. СМИ объединяются в портале таким образом,
что пользователям (профессионалы они или любители) становится удобно
получать и анализировать информацию из широкого набора источников.
В такой интеграции электронные версии различных изданий связаны системой
перекрестных ссылок так, что, изучая один материал, пользователь может
легко "переходить" к материалам на ту же тему в других СМИ, оставаясь
на портале и используя все преимущества встроенного поискового и аналитического
аппарата. Каждое электронное СМИ таким образом стремительнее наращивает аудиторию.
А это означает увеличение потенциала СМИ как рекламоносителя и канала прямого маркетинга.
Чтобы достичь уровня "востребованности" не входящего в информационный холдинг сайта,
сопоставимого с его популярностью в составе портала, электронное СМИ должно будет
инвестировать в маркетинговые коммуникации несопоставимо большие средства.
Это справедливо также для СМИ, целью присутствия которых в Интернете является
поддержание имиджа, а не коммерческие планы.
Портал открывает для каждого СМИ
перспективы не только выстоять во времена массового перехода информационных
потоков в Интернет. Объединение СМИ в информационные порталы создает мощную
систему для прямого маркетинга, потенциал которой в несколько раз превышает сумму
потенциалов отдельных электронных СМИ.
Опубликовано в интернет: www.sovetnik.ru и в печати: №1 за 2000г.
Примечение:
заголовок и вступление к статье - от редакции.
|